Почитал я про все эти ужосы и решил сегодня заодно (готовил машину к антикору - это отдельная тема) слазить туда, посмотреть. Хайлендер-2, 2013, люкс/лимитед, 7 лет по асфальту, без грязей и т.п, судя по "бумажным наклейкам на днище" - "с асфальта на травку не съезжал", и эксплуатация исключительно летняя - зимние колёса с зимы 13/14 и почти новые так и остались.
Отдельный инфо-модуль про нужность и необходимость радиаторов АКПП.
Проверено тщательно последние 28 лет и на множестве всякоразных машин - НУЖНЫ. И чем мощнее и тяжелее машина - тем нужнее отдельный радиатор АКПП. В качестве примера, у меня на Ауди-V8-4,2 (1,8/2,3+ тонны, 280 сил) был штатно радиатор акпп, причём у него был ещё и свой штатный вентилятор. И, кстати, подключена эта байда была вовсе не последовательно с теплообменником в основном радиаторе, а очень даже параллельно. Вспоминаю владельцев Крузаков, которые вечно мучались от отсутствия радиатора акпп, а потом, после того как Тойота вкрячила туда огромный, в половину основного радиатор (не было ни шиша да вдруг алтын!) - вдруг проблемы у всех прекратились, а масло с коробок я начал при замене сливать чистое и красное, а не мутное и чёрное как раньше. Владельцы классических Вольво ХС90 волком воют - нет у них радиаторов (а коробки - "наши", Айсин AW-55 и сделанная на его основе 6-ступка) и масло убивается до черноты и дыма за 10 тыс км, а можно и быстрее если "гонять" (там 2,5турбо 210-220 сил - для ориентира).
Показательный пример более лёгкого кроссовера - Хундай Санта Фе который потом стал "классик". Даже с его 1,7 тонны веса и 173-сильным мотором штатно радиатор - есть, примерно вдвое меньше чем на ХЛ-U45 (то есть полный привод), и подводящие трубки к нему с внутренним Ф8мм (у нас - Ф10, для справки). Так вот, замена штатного сантафешного 5-секционного радитора на 10-секционный с трубками Ф10 (картинка HSF)даёт очень даже ощутимый эффект - машина перестаёт "пинаться" летом в пробках, а потребность в заменах масла резко сокращается - оно перестаёт "гореть" (картинка HSF2)
Вернёмся к "нашим баранам":
"Бродовые щели" - бредовая тема, здесь это совершенно не для этого. Воде чтобы уйти из полости под бампером щели СЗАДИ совершенно не упёрлись - там других щелей для этого "выше крыши". Щели эти - вентиляционные ДЛЯ ВОЗДУХА, делаются по-хорошему и слева и справа, но делаются по-умному наклонно назад/вниз (сделаю фотку и добавлю потом), чтобы вращающиеся передние колёса "вытягивали" воздух из "подфарного пространства". А воздух оттуда надо удалять и устраивать "ветер" чтобы охлаждались, к примеру, те же фары и туманки. Второй вариант этих щелей - с клапанами, но это сложнее конструктивно ибо надо устраивать второй, внутренний брызговик и клапаны ставить именно там, а не лаптем, который будет по шине бить. Просто тойота - далеко не самая дорогая и продуманная машина, и "гениальные конструкторы" решили ограничиться нижними лопатками - отбрасывателями воздуха, надеясь, что полученного результата будет достаточно. Они просчитались, грязь с колёс летит на радиатор только-в-путь и засирает его сзади по факту гораздо сильнее чем он засирается естественным путём спереди.
Итак, заглянул я "туда" и ахнул - радиатор представлял из себя цельный единый герметичный сплошной монолитный говнакусок.
Расстроился. Решил говно выкинуть и новый радиатор заказать. Остановило то что номерок надо узнать, а его под рукой нет (картинка HLR) Решил трубку от коробки пока коротнуть на теплообменник, а радиатор снять и попытаться почистить. Второй трубкой, естественно, закольцевал сам радиатор.
Всухомятку (воздух 8 атм) чистить - мало что получилось - появилось несколько дырочек для прохода воздуха. Штук эдак десять.
Развёл страшный щелочной детергент, заправил в "краскопульт" и стал мыть туда-сюда. То есть попеременно давая струю то с лобовой стороны то с тыловой. Через 2 часа (ДВА часа, Карл!) была достигнута степень очистки радиатора порядка 95%. Мысли покупать новый отвалились за ненадобностью, вместо них появились мысли "как переделать конструкцию чтобы это сохранить".
Идею "заклеить вредные дыры" я отбросил сразу, ибо дыры - на самом деле полезные. Дальше была идея нагреть "пистолетом" подкрылок и врукопашную выправить-выровнять отверстия, сделав их наклонно-жаберными назад/вниз". Легко сказать но трудно сделать, ибо "не хватит мяса" - такое можно было делать из сплошного подкрылка, а не из этого недоразумения.
Решил делать клапан и ставить его непосредственно на радиатор. Но идея быстро переросла в конструирование отражателя воздуха из радиатора вниз/назад, и при этом грязь от колеса не должна попадать на тыльную сторону радиатора. В качестве материала рассматривались кусок камеры "от зила", кусок боковины шины "от ягуара" и прочие подручные материалы. Победили оригинальные коврики салона от какого-то форда - снизу сплошной пластик (картинка PLA)? сверху короткий "стриженый" ворс (картинка МEX).
Сначала сделал "ворсом к радиатору, пластиком к колесу". Поставил, посмотрел, забраковал - будет изнутри лупить по подкрылку и издавать звуки, а я это "щлёп-шлёп" не люблю. Выкинул, сделал новый, наоборот - гладкой стороной к радиатору, пушистой - к подкрылку. Закрепил удлинёнными болтиками, которые крепят радиатор к его рамке - лепесток отражателя расположил между радиатором и рамкой. Лепесток своим "мехом" упёрся в подкрылок и издавать звуки при пробном качании - отказался (картинка Itog)
Осталось переподключить трубки, восстановив изначальную схему прокачки - это минутная работа.
В процессе масло акпп практически не потерялось даже 50 грамм, так что уровень даже и не проверял.
Михаил Неуго Монный