да все просто же. Зачем так углублятся. Пыль летит, фильтр мелкий для 3.5. Мощность пыль с обратной стороны скидывает в впускной коллектор. И тут картерные газы и заворот их в впускной вместе с парами масла. Ну хотела бы быль упать в цилинд и сгореть, но нет же... еще задержит масло скопившееся на стенках впускного колектора.... со временем все эта муть пыли, масла сваливается в цилиндры и срет в них... поршня трут по стенкам... дальше хуже. Есть обычные задиры (рабочие) но в эти задиры затирается эта муть из пыли и масла и рабочий задир становится задиром ушатаным.... а дальше просто по экспоненте, чем дольше тем быстрее и выше.
Варианта два. Первый чаще менять фильтр и менять его правильно (но это как инвалиду тросточку дать, от этого ему не легче) и вариант второй - готовится к неизбежному. Может конечно у тех, кто по триста проезжает режим езды такой. Фильтр меняют и тапок в пол не давят. Чтобы давлением двигателя пыль лишний раз не встряхивать в коллектор.
И какая разница угол зажигания это или клапан ЕГР... это уже все на второй план уходит и вобще к делу не относится